Родители так описывают своих детей:
"Он живет в своем мире сам по себе, ни с кем не общается, почти ничего не говорит,
я устала говорить сама с собой…",
"Ему интересны только цифры и буквы, ему все равно, кто с ним рядом,
нет сил уже пытаться достучаться до него…",
"Не стремится к общению с людьми, не умеет общаться, не смотрит в глаза, не отвечает на улыбку,
не "заражается" эмоциями других людей, отгорожен от них;
По данным специалистов и наблюдениям родителей необычность развития аутичных детей проявляется ярко, со всей
очевидностью в возрасте от 2,5-3 до 6-7 лет. Этот период специалисты часто называют критическим.
Родители аутичного ребенка оказываются наедине со своими проблемами: как общаться с ним, где обучать, как объяснить
окружающим его странное поведение. Аутизм невозможно вылечить лекарствами. Эффективная лекарственная терапия возможна
только в комплексе с психолого-педагогической коррекцией. Такие дети нуждаются в помощи специалистов.
Без постоянной коррекционной работы
они остаются глубокими инвалидами. Практика показывает, что занятия с ребёнком по разработанной психологами
программе помогают установить контакт с окружающим миром.
Синдром РДА встречается в разных культурах и в разных социальных классах, его частота составляет примерно 0,02%.
Около 80% больных обнаруживают умственную отсталость различной степени, однако некоторые больные способны к
проявлению отдельных исключительных способностей, которые не компенсируют общий низкий уровень развития интеллекта
и адаптации к среде.
Среди взрослых больных только 2% способны к независимому существованию, 33% - к элементарным формам самообслуживания,
65% нуждаются в постоянной помощи и поддержке. Установлено, что синдром РДА встречается примерно в 3-6 случаях на 10 тысяч
детей, что, по некоторым данным, чаще, чем нарушения зрения и слуха. Для таких детей существуют спецсады и спецшколы, а
для аутичных - нет.
До недавнего времени синдром раннего детского аутизма был достаточно редкой патологией. Сейчас приходится констатировать рост числа детей, страдающих данным расстройством. В связи с тем, что эта категория детей трудно обучаема в силу особенностей их заболевания, и соответственно практически не адаптирована к окружающему микросоциуму, она выпадала из поля зрения воспитателей и педагогов и оказывалась исключительно в компетенции детских врачей-психоневрологов. В результате эти дети, интеллект которых потенциально часто оказывается сохраненным, становились инвалидами, полностью исключенными из социальной жизни людьми. Проблема аутичных детей и их родителей заключается в том, что ни родители, ни специалисты не в силах предугадать судьбу каждого конкретного ребёнка с синдромом РДА. Специфика данного заболевания такова, что лишь некоторые дети в результате упорной коррекционной работы с ними и оптимально подобранного курса лечения социализируются в приемлемой для относительно самостоятельной жизни степени. Болезнь неизлечима, но поддаётся психотерапии. К сожалению, в г. Томске нет учреждений, где бы систематически (хотя бы в течение года) занимались проблемой реабилитации аутичных детей и по возможности социализацией их в общество. В Томске на учёте в 1999 году было 28 маленьких аутистов, в 2000 г. - 35, а уже в 2001 году - 96 детей признаны психиатрами аутичными.