Ранний детский аутизм - это патология нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребёнка с внешним миром и прежде всего с ЧЕЛОВЕКОМ. Отсутствие общения, возникающее с раннего детства, искажает ход всего психического развития ребёнка, грубо препятствует его социальной адаптации. Без своевременной помощи значительная часть таких детей становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе (инвалидами). И наоборот, при своевременной коррекционной помощи большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одарённость в различных областях знаний. Аутизм - особое нарушение психического развития, характерной особенностью которого является отсутствие потребности в эмоциональном общении даже с близкими людьми.
Родители так описывают своих детей: "Он живет в своем мире сам по себе, ни с кем не общается, почти ничего не говорит, я устала говорить сама с собой…", "Ему интересны только цифры и буквы, ему все равно, кто с ним рядом, нет сил уже пытаться достучаться до него…", "Не стремится к общению с людьми, не умеет общаться, не смотрит в глаза, не отвечает на улыбку, не "заражается" эмоциями других людей, отгорожен от них; кажется, что он не нуждается в нас и тогда…зачем все эти мучения?", "Не выполняет просьбы, не реагирует на обращение, выглядит непослушным; с трудом сосредотачивает внимание на чем-либо, что ему предлагают другие: очень трудно с ним жить…", "Мало использует речь и жесты для общения; может говорить, используя услышанные ранее фразы, много раз повторяя одно и тоже: это так утомляет, что постепенно теряешь надежду…", "Не обращает внимания на то, что обычно интересно детям, не играет с другими детьми, иногда я не в силах понять, что же ему нужно?…", "Выглядит "необычно" из-за ненужных движений (перебирает пальчиками, трясёт руками, раскачивается) или неадекватных звуков, с ним стыдно появиться где-нибудь…", "Находит себе необычные занятия, от которых его трудно отвлечь (крутит в руках веревочку, выстраивает предметы в ряд и т.п.), из-за чего мы вечно везде опаздываем…", "Слишком чувствителен к чему-либо в окружающей обстановке (звукам, прикосновениям), что может выражаться в форме страхов (пылесоса, кофемолки, большие машины и краны и т.п.) - и тогда он кричит невыносимо…", "Сын находится на индивидуальном обучении в коррекционной школе, в разные дни с разным расписанием по 2-3 часа - я весь день привязана к нему, какую работу я могу найти с таким режимом? Я так подчинена ребёнку, что своей воли и своей жизни у меня давно нет…", "С трудом принимает перемены: новые маршруты, изменения режима дня, новую одежду и т.п. - к нему очень трудно привыкнуть и приспособиться хоть как-то жить…"

По данным специалистов и наблюдениям родителей необычность развития аутичных детей проявляется ярко, со всей очевидностью в возрасте от 2,5-3 до 6-7 лет. Этот период специалисты часто называют критическим.

Родители аутичного ребенка оказываются наедине со своими проблемами: как общаться с ним, где обучать, как объяснить окружающим его странное поведение. Аутизм невозможно вылечить лекарствами. Эффективная лекарственная терапия возможна только в комплексе с психолого-педагогической коррекцией. Такие дети нуждаются в помощи специалистов. Без постоянной коррекционной работы они остаются глубокими инвалидами. Практика показывает, что занятия с ребёнком по разработанной психологами программе помогают установить контакт с окружающим миром.

Синдром РДА встречается в разных культурах и в разных социальных классах, его частота составляет примерно 0,02%. Около 80% больных обнаруживают умственную отсталость различной степени, однако некоторые больные способны к проявлению отдельных исключительных способностей, которые не компенсируют общий низкий уровень развития интеллекта и адаптации к среде.

Среди взрослых больных только 2% способны к независимому существованию, 33% - к элементарным формам самообслуживания, 65% нуждаются в постоянной помощи и поддержке. Установлено, что синдром РДА встречается примерно в 3-6 случаях на 10 тысяч детей, что, по некоторым данным, чаще, чем нарушения зрения и слуха. Для таких детей существуют спецсады и спецшколы, а для аутичных - нет.

До недавнего времени синдром раннего детского аутизма был достаточно редкой патологией. Сейчас приходится констатировать рост числа детей, страдающих данным расстройством. В связи с тем, что эта категория детей трудно обучаема в силу особенностей их заболевания, и соответственно практически не адаптирована к окружающему микросоциуму, она выпадала из поля зрения воспитателей и педагогов и оказывалась исключительно в компетенции детских врачей-психоневрологов. В результате эти дети, интеллект которых потенциально часто оказывается сохраненным, становились инвалидами, полностью исключенными из социальной жизни людьми. Проблема аутичных детей и их родителей заключается в том, что ни родители, ни специалисты не в силах предугадать судьбу каждого конкретного ребёнка с синдромом РДА. Специфика данного заболевания такова, что лишь некоторые дети в результате упорной коррекционной работы с ними и оптимально подобранного курса лечения социализируются в приемлемой для относительно самостоятельной жизни степени. Болезнь неизлечима, но поддаётся психотерапии. К сожалению, в г. Томске нет учреждений, где бы систематически (хотя бы в течение года) занимались проблемой реабилитации аутичных детей и по возможности социализацией их в общество. В Томске на учёте в 1999 году было 28 маленьких аутистов, в 2000 г. - 35, а уже в 2001 году - 96 детей признаны психиатрами аутичными.

[ На первую страницу ]

Hosted by uCoz