Инвалиды-детства

В 80-90е годы Россия подписала международные конвенции о правах детей-инвалидов. Однако государственная система помощи детям с особенностями развития по-прежнему вызывает справедливую и серьёзную критику. Как и раньше таких детей стремятся отбраковать и изолировать. Особенно нелегко приходится детям с тяжёлыми психоневрологическими проблемами - ранним детским аутизмом (РДА), синдромом Дауна, мозговыми дисфункциями, умственной отсталостью, ДЦП. Существующие государственные интернаты продолжают оставаться "складами", где дети медленно угасают. А те, кому повезло больше и они воспитываются дома, всё равно фактически заперты в четырёх стенах. Для них нет специальных детских садов, школ, спортивных залов, клубов для занятий творчеством, клубов для простого человеческого общения. Родители маленьких изгоев сталкиваются с неразрешимыми проблемами и с горечью понимают: у их ребёнка нет социальных перспектив. Они ощущают себя беспомощными и отверженными обществом.

Без поддержки таких нестандартных проектов, как наш, ребёнок с серьёзными нарушениями в развитии обречён провести жизнь в изоляции, он практически вычёркивается из числа живых. А ведь система помощи людям с ограниченными возможностями может и должна быть эффективной. Проблема не в том, что наша страна переживает трудности и на всё не хватает денег. Общество же предпочитает не замечать таких детей, считая инвалидов чем-то неприличным. Двухгодичный опыт работы нашей организации показывает, что бесценен каждый человек, в независимости от того, есть ли у него те или иные нарушения, лишён ли он каких-то возможностей и, казалось бы, даже бесполезен для общества. Он бесценен, ибо в сердце у него скрыты неисчислимые сокровища. Он включён в жизнь. Он чувствует себя защищённым, принятым, а не отвергнутым обществом.

Характерная особенность западной системы помощи детям с особыми потребностями: родители проблемных детей являются движущей силой и инициаторами многих полезных нововведений. Чаще всего всё начинается с общественной инициативы, усилий родителей и специалистов-энтузиастов, а когда экономическая выгода такого начинания становится очевидной, государство предоставляет свою поддержку и финансирование. И нам бы очень хотелось, чтобы наша Администрация придерживалась такого же принципа и социальные проекты не были бы ограничены строго рамками какого-либо района.

Каждый человек, ребёнок или взрослый, здоровый или больной, обделённый или одарённый способностями, имеет равные права на жизнь и развитие. Человек не может развиваться вне общества, и общество обязано передавать ему свой опыт настолько, насколько позволяют получить его возможности этого человека для того, чтобы он мог чувствовать себя полноценным членом общества, даже если его возможности ограничены.

Развитие детей с ограниченными возможностями, их социальная интеграция не менее важны и для общества. Люди с особыми потребностями и возможностями, которых общество называет инвалидами, появляются ВСЛЕДСТВИЕ жизнедеятельности общества, нацеленного, главным образом, на создание материальных благ, и, возможно, ДЛЯ ТОГО, чтобы помочь человеку сформировать, скорректировать своё мировоззрение, задуматься о смысле своей жизнедеятельности. Сегодня же его материальная зависимость становится настолько велика, что искажает духовные ориентиры человека, порождая войны, преступность, зависимость от пристрастий и нарушая экологическое равновесие. "Когда тебе тяжело - помоги тому, кому ещё тяжелее, и тебе станет легче" - гласит старая мудрость.

Острейшая проблема современности - проблема одиночества. С нею знаком всякий человек. Решать её можно по-разному, но опыт нашей Службы помощи при ТРООРиОИД "Незабудка" показывает, что избежать одиночества можно, помогая другим людям, своим близким, друзьям и соседям. Каждый ребёнок - это личность со своими собственными правами. Он не становится личностью по достижении какого-либо заранее означенного возраста или удовлетворив каким-либо критериям. Каждый ребёнок - личность уникальная, и эта уникальность не зависит от какого-либо значимого человека; ни коим образом личная значимость не связана с поведением ребёнка и не является его функцией. Поэтому дети заслуживают уважения, потому что они обладают ценностью и достоинством как индивиды. Часто взрослые обращаются с ребёнком как с неодушевлённым предметом. Это неверно. Дети - люди.

[ На первую страницу ]

Hosted by uCoz