Информация о Cлужбе "Незабудка"

С рождением ребенка-инвалида с глубокими интеллектуальными нарушениями его семья и он сам оказываются в крайне сложной жизненной ситуации. В небольших городах для такой категории инвалидов нет специальных клиник, специальных врачей, специальных детских садов и даже специальных групп в обычных садах, нет специалистов, которые могли бы грамотно проконсультировать родителей и научить как правильно воспитывать ребенка с отклонениями в развитии с самого рождения, специальная литература неизвестна родителям, да и её крайне мало. Отсутствие всего выше перечисленного и приводит чаще всего к отказу родителей от ребенка. Если родители и оставляют ребенка инвалида, то их жизнь оторвана от общества, протекает в стенах их квартиры. Воспитав ребенка инвалида до возраста школьной зрелости, у родителей и ребенка появляется возможность изменить свою жизнь. Ребенок поступает в специальные классы для обучения детей с глубокой умственной отсталостью, он общается, развивается, находится в коллективе. У родителей появляется возможность устроиться на работу и находиться в течение всего дня в коллективе, реализовать свой профессиональный и творческий потенциал, расширять свой культурный досуг. По окончании школы жизнь ребенка инвалида и его семьи может вернуться на круги своя, т.к. в г. Томске нет учреждений, которые бы работали с инвалидами старше 18 лет.

Только по Томской области зарегистрировано 40 000 инвалидов, из них 3 000 - дети. В г. Томске по данным ВОИ около 240 инвалидов с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 18 до 25 лет. 80 человек нуждаются в услугах Службы помощи. Это те инвалиды, которые хотели бы объединиться для того, чтобы решать свои проблемы. Они хотят побороть свою инвалидность и в меру своих сил и возможностей активно участвовать в общественной жизни и в посильном для них труде. Особую категорию инвалидов с нарушением интеллектуального развития представляют дети с глубокой умственной отсталостью. Это инвалиды, считавшиеся еще в 80-е годы не обучаемыми (как эксперимент работает школа только в городе Москве и городе Орёл). Эта категория инвалидов не способна к самостоятельной жизни, нуждается в опеке.

В 1990 году с помощью активной группы родителей, имеющих таких детей, и директора школы Голенцевой Зои Ивановны удалось привлечь внимание властей к этой проблеме и начать обучение, организовав комплексный реабилитационный процесс при вспомогательной школе № 39 г. Томска. За 9 лет школьного реабилитационного процесса дети были обучены и овладели определенными социально-бытовыми и трудовыми умениями. Учитывая, что эта категория детей обладает значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру, то перерыв или прекращение реабилитационного процесса ведет к распаду (потери) приобретенных (выработанных) ранее н авыков, а "доразвитие" прекращается. У выпускников, волей судьбы оказавшихся изолированными от общества, предоставленных самим себе начался процесс деградации. Такой ребенок становится в тягость в семье. В мае 1999 года состоялся первый выпуск инвалидов детства (чуть более 20 человек в возрасте от 18 до 25 лет). По инициативе председателя родительского комитете Фомичёвой Зои Васильевны и при поддержке директора школы Голенцевой З.И. началась работа по открытию в городе Центра досуга и труда. Центр открыть не удалось, но с ноября 1999 года в комнате рабочего общежития начала свою деятельность Служба помощи под руководством педагога Нестеренко Н.Л. Подростки приходили в Службу ежедневно на 4 часа. В мае 2000 года выпустились еще 12 человек. Родители вновь обратились в органы местной власти с просьбой об открытии Центра досуга и труда для данной категории инвалидов Департамент социальной защиты населения предложил родителям устроить своих детей в Шегарский психоневрологический интернат, который находится очень далеко от города.
Это означает, что семья должна отказаться от своего ребенка инвалида. У инвалидов с умственными и физическими недостатками, выпускников специальной школы, существует потребность в доступной для них трудовой деятельности. Они испытывают психологический дискомфорт от того что им в течении дня не с кем общаться, они не нужны обществу.

Наша Служба помощи "Незабудка" понимает:
для того чтобы инвалиды детства оставались в семье, им необходимо находиться вместе и постоянно поддерживать приобретенные умения и навыки. Деятельность Службы была поддержана и профинансирована Агентством США по международному развитию (АМР США) в рамках Программы АРО "Помощь детям-сиротам в России", осуществляемой совместно "Хольт Интернешенел Чилдренс Сервисиз (Holt)" и "Чаритиз Эйд Фаундейшн (CAF)". Служба продолжила свою работу в помещении, выделенном Администрацией города Томска по ул. Елизаровых 76. У подростков с особенностями в развитии появилась возможность организовать свою деятельность ежедневно.

Служба помощи не занимается раздачей гуманитарной помощи, а организовывает работу так, чтобы Администрация г. Томска убедилась, что не зря поддержала родителей детей инвалидов и в 1990 г. открыла классы при вспомогательной коррекционной школе № 39 (директор Голенцева Зоя Ивановна) для детей с серьёзными формами интеллектуальных нарушений. Теперь через 10 лет выпускники инвалиды не являются потребителями, они - созидатели, ведущие вместе со своими родителями, опекунами активный образ жизни.

Служба "Незабудка" организовалась для оказания комплексной социальной, психологической, педагогической помощи, которая позволяет решать проблему дальнейшей реабилитации/коррекции, проблему общения, проблему трудовой деятельности и досуга подросткам с ограниченными возможностями (серьёзные нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, ДЦП ).

Услуги по оказанию подросткам с особенностями в развитии социальной и трудовой помощи тесно перекликаются между собой. Трудовая деятельность решает задачу коррекционного воздействия, способствует формированию положительных черт личности, правильных установок и разумных потребностей. Трудовая деятельность приобщает подростков к общественно полезному социально-значимому труду, способствует их социальному росту, закреплению навыков поведения в различных жизненных ситуациях, способствует совершенствованию навыков общения со сверстниками, взрослыми, членами коллектива, формирует правильные взаимоотношения с лицами противоположного пола. С помощью специалистов Службы в доступной, наглядной, конкретной ситуации отрабатываются и закрепляются правила поведения в общественных местах. Подростки учатся различать учреждения быта и культурно-социального назначения, магазины, совершать покупки, оплачивать их, получать сдачу, готовить из продуктов простые блюда, сохранять их. Формирование норм общественного поведения и взаимоотношений способствует привитию элементарных нравственных понятий: чувства товарищества, взаимопомощи, уважения к старшим, любви к своему городу, родному краю.

Подростки вовлечены в разнообразные кружки творчества ("танцевальный", "компьютерный", "зоологический", "самоделкин", "изобразительного искусства") при муниципальных учреждениях дополнительного образования для здоровых детей. Для подростков с ограниченными возможностями организовываются беседы, экскурсии, посещения культурно-развлекательных м ероприятий. Участие в областном фестивале "Преодолей себя", занятия спортом (ЛФК), занятия на свежем воздухе, музыкальные занятия, посещение различных кружков, подготовка и участие в праздничных мероприятиях, коррекционные занятия с психологом, СБО, ППД, ХБТ побуждают наших подростков к активной деятельности и способствуют более успешной адаптации инвалидов в новых условиях, делают их жизнь более содержательной и разнообразной.
Год работы Службы стал первым шагом в обучении подростков с ограниченными возможностями организовывать свою ежедневную деятельность (досуг и труд), чтобы в дальнейшем с меньшей опекой обходиться в жизни.

[ На первую страницу ]

Hosted by uCoz