- проведение комплекса лечебно оздоровительных мероприятий для профилактики нервно-психических и соматических заболеваний.
Общий оздоровительный эффект достигался через организацию ежедневных занятий на свежем воздухе (прогулок),
через подготовку и участие в ежегодном областном фестивале "Преодолей себя", через проведение медицинской реабилитации
(по бесплатным путёвкам) в Комплексном Центре Обслуживания Населения (КЦОН), через занятия ЛФК в зале Службы "Незабудка".
Вся система мероприятий по лечебной физкультуре (ЛФК) направлена на то, чтобы помочь подростку с ограниченными
возможностями нормализовать его двигательную активность. Подросток с ограниченными возможностями, в силу специфики своего
заболевания (глубокие интеллектуальные нарушения, болезнь Дауна, ДЦП и т.п.) имеют собственные искажённые представления о
расположении частей своего тела, о движениях, о перемещениях в пространстве и т.п. так как их самостоятельные приспособления
и компенсации усугубляют первичное поражение.
Дети с ограниченными возможностями не могут без специальных занятий и помощи преодолевать свои дефекты.
Им необходимы постоянные физические упражнения, направленные на укрепление и развитие физического здоровья.
Основной задачей лечебной физкультуры является организация занятий, направленных на обучение подростков
с ограниченными возможностями нормальным движениям, позам, действиям, дыханию, укреплению их общего физического
состояния, на профилактику и лечение сколиоза. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
подростков с ограниченными возможностями.
Основной направленностью в занятиях ЛФК являются физические упражнения, способствующие:
- обучению ребёнка правильному сокращению и расслаблению мышц;
- восстановлению и закреплению правильных координационных действующих мышц при выполнении движений и поз;
- обучению самоконтролю за производимыми движениями и позами;
- обучению правильному дыханию.
Физические упражнения носят и лечебный эффект. Это:
- лечение положением;
- приёмы расслабления и стимуляции мышц;
- пассивные и активные движения.
Физические упражнения были направлены на формирование жизненно необходимых навыков,
способствующие координации движений, быстроте, ловкости, выносливости, внимания проводились при помощи
специального набора "Кузнечик", специальных мячей разного размера и сухого бассейна.
Умение правильно дышать при различной физической нагрузке у детей с ограниченными возможностями
сформировано плохо, хотя является жизненно важным. Правильное дыхание улучшает обмен веществ, повышает
работоспособность организма, укрепляет здоровье. Упражнения можно проводить, используя специальные шары.
Наши подростки охотно занимаются в зале (малыми группами), но особенно они любят занятия на свежем воздухе
групповое).Они с удовольствием принимают участие в различных играх эстафетах. Игра-эстафеты носят коррекционную
направленность. Соревнуясь подростки учатся реагированию, пространственной ориентировке, наблюдательности.
Коррекционную направленность имеют и упражнения с мячами: разные виды бросков и ловли мяча (вверх, в пол, вперёд);
катание мяча в разных направлениях; попадание мячом в цель; некоторые приёмы игры в волейбол. Для коррекции осанки
выполняются упражнения на надувных мячах разного размера.
Хотелось бы отметить, что все подростки с ограниченными возможностями (21 человек) с большой охотой
посещали занятия ЛФК. За год у них улучшилась осанка, совершенствовалась координация, ловкость и точность
выполнения движений, в целом укрепились мышцы, что положительно сказалось на их общем физическом здоровье.
Некоторые подростки приходят в зал по выходнам дням со своими родителями. Учат их всему тому, чему научились сами
на занятиях ЛФК.
Во время занятий ЛФК подростки обучались точечному массажу, с ними проводились беседы о
доврачебной помощи. После занятий пили чай с травами (фитотерапия).