Только по Томской области зарегистрировано 40 000 инвалидов, из них 3 000 - дети. В г.
Томске по данным ВОИ около 240 инвалидов с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 18 до 25 лет.
80 человек нуждаются в услугах Службы помощи. Это те инвалиды, которые хотели бы объединиться для того,
чтобы решать свои проблемы. Они хотят побороть свою инвалидность и в меру своих сил и возможностей активно
участвовать в общественной жизни и в посильном для них труде. Особую категорию инвалидов с нарушением
интеллектуального развития представляют дети с глубокой умственной отсталостью. Это инвалиды, считавшиеся еще в
80-е годы не обучаемыми (как эксперимент работает школа только в городе Москве и городе Орёл). Эта
категория инвалидов не способна к самостоятельной жизни, нуждается в опеке.
В 1990 году с помощью активной группы родителей, имеющих таких детей, и директора школы
Голенцевой Зои Ивановны удалось привлечь внимание властей к этой проблеме и начать обучение,
организовав комплексный реабилитационный процесс при вспомогательной школе № 39 г. Томска. За 9 лет
школьного реабилитационного процесса дети были обучены и овладели определенными социально-бытовыми и трудовыми умениями.
Учитывая, что эта категория детей обладает значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему
миру, то перерыв или прекращение реабилитационного процесса ведет к распаду (потери) приобретенных (выработанных) ранее н
авыков, а "доразвитие" прекращается. У выпускников, волей судьбы оказавшихся изолированными от общества,
предоставленных самим себе начался процесс деградации. Такой ребенок становится в тягость в семье.
В мае 1999 года состоялся первый выпуск инвалидов детства (чуть более 20 человек в возрасте от 18 до 25 лет).
По инициативе председателя родительского комитете Фомичёвой Зои Васильевны и при поддержке директора школы
Голенцевой З.И. началась работа по открытию в городе Центра досуга и труда. Центр открыть не удалось, но
с ноября 1999 года в комнате рабочего общежития начала свою деятельность Служба помощи под руководством педагога
Нестеренко Н.Л. Подростки приходили в Службу ежедневно на 4 часа. В мае 2000 года выпустились еще 12 человек.
Родители вновь обратились в органы местной власти с просьбой об открытии Центра досуга и труда для данной
категории инвалидов Департамент социальной защиты населения предложил родителям устроить своих детей в
Шегарский психоневрологический интернат, который находится очень далеко от города.
Это означает, что семья должна отказаться от своего ребенка инвалида. У инвалидов с
умственными и физическими недостатками, выпускников специальной школы, существует потребность в доступной для
них трудовой деятельности. Они испытывают психологический дискомфорт от того что им в течении дня не с кем
общаться, они не нужны обществу.
Наша Служба помощи "Незабудка" понимает:
для того чтобы инвалиды детства оставались в семье, им необходимо находиться вместе и постоянно поддерживать
приобретенные умения и навыки. Деятельность Службы была поддержана и профинансирована Агентством США по международному
развитию (АМР США) в рамках Программы АРО "Помощь детям-сиротам в России", осуществляемой совместно "Хольт Интернешенел
Чилдренс Сервисиз (Holt)" и "Чаритиз Эйд Фаундейшн (CAF)". Служба продолжила свою работу в помещении, выделенном
Администрацией города Томска по ул. Елизаровых 76. У подростков с особенностями в развитии появилась возможность
организовать свою деятельность ежедневно.
Служба помощи не занимается раздачей гуманитарной помощи, а организовывает работу так, чтобы
Администрация г. Томска убедилась, что не зря поддержала родителей детей инвалидов и в 1990 г. открыла классы
при вспомогательной коррекционной школе № 39 (директор Голенцева Зоя Ивановна) для детей с серьёзными формами
интеллектуальных нарушений. Теперь через 10 лет выпускники инвалиды не являются потребителями, они - созидатели,
ведущие вместе со своими родителями, опекунами активный образ жизни.
Служба "Незабудка" организовалась для оказания комплексной социальной, психологической, педагогической помощи,
которая позволяет решать проблему дальнейшей реабилитации/коррекции, проблему общения, проблему трудовой деятельности и
досуга подросткам с ограниченными возможностями (серьёзные нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, ДЦП ).
Услуги по оказанию подросткам с особенностями в развитии социальной и трудовой помощи тесно перекликаются между
собой. Трудовая деятельность решает задачу коррекционного воздействия, способствует формированию положительных черт
личности, правильных установок и разумных потребностей. Трудовая деятельность приобщает подростков к общественно полезному
социально-значимому труду, способствует их социальному росту, закреплению навыков поведения в различных жизненных ситуациях,
способствует совершенствованию навыков общения со сверстниками, взрослыми, членами коллектива, формирует правильные
взаимоотношения с лицами противоположного пола. С помощью специалистов Службы в доступной, наглядной, конкретной ситуации
отрабатываются и закрепляются правила поведения в общественных местах. Подростки учатся различать учреждения быта и
культурно-социального назначения, магазины, совершать покупки, оплачивать их, получать сдачу, готовить из продуктов
простые блюда, сохранять их. Формирование норм общественного поведения и взаимоотношений способствует привитию элементарных
нравственных понятий: чувства товарищества, взаимопомощи, уважения к старшим, любви к своему городу, родному краю.
Подростки вовлечены в разнообразные кружки творчества ("танцевальный", "компьютерный", "зоологический",
"самоделкин", "изобразительного искусства") при муниципальных учреждениях дополнительного образования для здоровых
детей. Для подростков с ограниченными возможностями организовываются беседы, экскурсии, посещения культурно-развлекательных м
ероприятий. Участие в областном фестивале "Преодолей себя", занятия спортом (ЛФК), занятия на свежем воздухе, музыкальные
занятия, посещение различных кружков, подготовка и участие в праздничных мероприятиях, коррекционные занятия с психологом,
СБО, ППД, ХБТ побуждают наших подростков к активной деятельности и способствуют более успешной адаптации инвалидов в
новых условиях, делают их жизнь более содержательной и разнообразной.
Год работы Службы стал первым шагом в обучении подростков с ограниченными возможностями организовывать
свою ежедневную деятельность (досуг и труд), чтобы в дальнейшем с меньшей опекой обходиться в жизни.